ПОДВИГ ФИЛОЛОГА

Архив Фотоработы Постеры Авторы Антиберегоша

Приветствуем всех поклонников альманаховского творчества, сторонников специфических филологических развлечений, а также просто гостей нашего сайта, случайно тыкнувших мышкиной стрелкой на ссылку Вконтакте!

Вообще создатели разного рода периодики – люди достаточно последовательные и по-хорошему ленивые: мало что может подвигнуть их на создание внеочередного, спонтанного проекта весьма расплывчатого формата. Все-таки жажда накопительства, стремление «выносить», выпестовать концепцию в большинстве случаев возобладает, и громкие эксклюзивные материалы вынуждены будут дождаться своей очереди в папке «Для следующего номера». Что же произошло такого экстраординарного в системе белорусского образования, если альманаховская братия очертя голову, поперек сезона, в формате «Альманах-7,5» бросилась выставлять напоказ очередное (а в нашем случае – внеочередное) детище?

Виной тому пресловутая экономия да с бережливостью наперевес. Пока мы всей редакцией дружно умилялись над графоманским учительским шедевром «Азбука Берегоши», степенно вверстывая страничку за страничкой забавных покемонов энергосбережения в седьмой «Альманах», дабы явить миру весьма печальный вектор в развитии нашего образования, Берегоша тоже не сидел на месте. Он, оказывается, выпустил сольный диск. Нет, не с песнями, точнее, не только с песнями. Но обо всем по порядку.

Как Вы помните, авторами-создателями «Азбуки Берегоши» (эдакими демиургами энергосбережения) выступили учителя средней школы № 34 г.Витебска. В 2007-08 учебном году они опробовали свой шедевр на подопытных витебских детях, в 2008-09 запустили эту катастрофу во всебелорусское пользование. И вот после года «прокрутки» факультатива по стране вышел диск с обобщением опыта работы по воспитанию у детей бережливого отношения к энергоресурсам. Этот чудный диск я нашел как электронное приложение к журналу «Пачатковае навучанне: сям'я, дзіцячы сад, школа» № 12 за декабрь 2009 года. Что включает в себя обобщение опыта работы?

  1. сценарии утренников, классных часов, викторин и прочих мероприятий по энергосбережению;
  2. творческие работы учащихся начальных классов на тему экономии и бережливости;
  3. мультфильмы про энергосбережение;
  4. экопроекты и прочие видеоматериалы по энергосбережению.

В общем, волна массовая, страшная и очень с претензией (в первую очередь, на высокое искусство). Когда мы просмотрели эти материалы, два часа мы были просто в ступоре: ей-богу, уже не знаешь, смеяться над этим или реагировать более неадекватно. У меня было такое ощущение, что над моим детством надругались, причем жестким групповым способом. Поэтому мы решили вынести на суд зрителей новое берегошино творение, а потом вместе обсудить, что к чему да куда мы катимся.

Итак, добро пожаловать в клуб ревнителей качественного творчества!

Первыми в списке файлов энергосберегающего диска идут материалы из опыта работы СШ №34 г.Витебска «Воспитание у младших школьников бережливого и ответственного отношения к использованию энергоресурсов» в 48-ми страницах. Это сценарии разных мероприятий по энергосбережению за авторством разных учителей – что называется, «кто во что горазд». Во вступительной статье к нашему проекту мы приведем лишь самые забавные выдержки из этого, мягко говоря, «литературного творчества». Полнотекстовый вариант прилагается.

Начинается все лирическим стихотворением «Капля»:

Капля воды вытекает из крана –
Капля очищенной нами воды,
Капля слезы вытекает из глаза –
Капля страданий и боли души.
Капля дождя вытекает из тучи –
Капля надежды и радуги свет,
Капля реки вытекает из устья –
Капля природы и наших побед.
Капля и капля – получится море,
Море плюс море (заметьте: не два моря, как Вы наивно подумали) – равно океан.
Море воды наградило нас болью
За причиненный ей нами кошмар.

Вообще «причинить кошмар» – это лексическая ошибка. Но чем не пожертвуешь ради энергосберегательной сознательности подрастающего поколения! Не могли авторы обойтись без своего любимого конька – загадки. Не так изящно, как в прошлый раз, но все-таки:

Висит за окошком
Кулёк ледяной.
Он полон капели
И пахнет весной. (Сосулька)

Господа, Вы нюхали когда-нибудь сосульки? Так вот будете знать: авторитетные источники говорят, что она пахнет весной.

На дворе переполох:
С неба сыплется горох
Съела шесть горошин Нина,
У неё теперь ангина. (Град)

«Съела пять горошин Нинка – началась у Нинки свинка; пару штук заткнула в нос – и открылся вдруг…» Ой, что-то мы увлеклись. Продолжим.

«Вы слыхали о воде? – Говорят, она везде!» Именно так я теперь начинаю разговор, поднимая телефонную трубку: надо же просвещать население. Теперь просто укажу первоисточник – все там же, только уже не загадки, а стихи. Напрашивается мудрая русскорадийная фраза: «У каждого своя рифма на слово ‘вода’».

Следом за пламенным стихом идут задачи по энергосбережению. Не суть важно содержание, сколь хороша логика сюжета. Следите за рубрикацией: «1 класс» – «2 класс» – «3 класс» – «4 класс» – «Олимпиадные задачи по энергосбережению». По этой ерунде уже проводятся олимпиады!!! Не ровен час появятся репетиторы по энергосбережению, а при поступлении мы будем сдавать три теста: язык, историю Беларуси и энергосбережение. Готовьтесь, господа: штудируйте литературу!

Дальше веселые сценки (главное – интеллектуальные). Вот пример одной из них:

Звучит «минусовка» песни «Солнце над моей Беларусью».
Танцуют девочки. На фоне танца появляется Капелька и Теплоша.
Капелька:
Ой! Здравствуйте! (вообще начинать разговор с «ой» – это очень забавно)
Теплоша: Здравствуй, Капелька.
Капелька: А тебя как зовут?
Теплоша: Я – Теплоша.
Капелька: Теплоша, ты откуда идёшь?
Теплоша: Из Школы Берегоши (это фактически рэп – попробуйте в ритме почитать).
Капелька: А где находится эта Школа Берегоши?
Теплоша: В средней школе №34 («вот где находится цитадель зла, вот куда нужно направить все ракеты Пентагона», – ну, это как бы голос автора).
Выходят 2 ведущих
1
Наша школа – просто класс.
Вместе Мы приветствуем всех вас.
1 Берегоша в ней живёт,
Унывать нам не даёт.
2 Президент издал указ:
Экономить воду, газ.
1 Мы трудились много лет.
Создавали наш проект.
(Какие высокохудожественные, елки-палки, стихи!)
Звучит песня «Маленькая страна». Дети танцуют (лучше так: «Звучит песня «Маленькая страна». Несмотря на это, дети танцуют»)
Таинственный голос: Раз, два, детвора, начинается игра (предлагаю другой вариант: звучит таинственный голос: «Раз, два, детвора, начинается игра! Игра до шести очков, счет ноль-ноль, телезрители против знатоков, первый раунд!»)
Дети играют в мяч.
В это время входит «домик»
(если бы я в детстве играл в мяч, а в это время ко мне подошел домик, травма психологическая осталась бы на всю жизнь)
Звучит музыка из песни «Маленькая страна»
Дети одевают домик
(из чего я сделал вывод, что первоначально домик вышел голый).
Звучит энергичная музыка.
На сцену выходят исследователи - второклассники. У детей градусник, циркуль, линейка. Они ходят по сцене и измеряют
(как Вы думаете, что можно измерить с помощью этих трех приборов одновременно?).
В третьем классе агитация идёт,
Как привлечь к проблеме весь народ.
Сохранить тепло, воду и газ (поднимают флаг)
Чтобы процветала Беларусь у нас.
(Мне кажется: чтобы сохранить ритм этого стихотворения, в слове «воду» ударение нужно поставить на второй слог. Или это только у меня такие эстетсткие понты?)
Ведущий: Земля – наш Дом. И летом, и зимой,
И осенью, и весной.
(Рифма гениальная: «зимой – весной». С тем же успехом можно «сотка – пятисотка», «противотанковая мина – противобронетанковая мина»).
Земля – наш Дом. Задумайтесь о том.
И этот дом мы изучаем,
А, изучая, бережём!
(В общем, поток воспаленного энергосберегающего сознания. Ребята, это все – система нашего образования! И просто повезло, что мы сейчас не в начальной школе).
Теплоша: Четвёртые классы – это эрудиты,
Тем они и знамениты.
Подводят итоги за несколько лет,
Объединяют все знанья в проект:
«Эко – я, эко – мы, эко – мир».

Мне подкинули еще два варианта этого стихотворения:

  1. «Эко – я, эко – мы, эко – мир, Эко – Умберто!»
  2. «Эко – я, эко – мы, эко – мир, эка вы тут наворотили!»

Ну и, как всегда, на закуску самое шедевральное. Элемент утренника именуется как «Диалог трех учеников». Орфография, пунктуация, согласование, управление – все дословно из первоисточника:

– Весь день с утра до вечера наше солнце светится.
– Оно даёт тепло и свет и экономит наш бюджет (а сейчас внимание!)
– А что мы делаем с водой? Водой и моемся, и пьём (Поняли? Мы водой пьем! И авторы всего этого – учителя!)
– Но головой не думаем о том, что без воды не проживём (вопрос: чем же тогда думаем?)
– Как живёшь ты, человек? Выключаешь в доме свет?
– Экономишь ли, ты, воду? (интересная пунктуация) Если нет, то марш в берлогу! (Что к чему? Если не экономишь воду, то ты медведь?)
– Там нет света, нет воды и попробуй проживи!
– Утром солнышко блестит. Почему же свет горит?
– Выключай его быстрей, пригодится он поздней.
– Берегите, дети, свет! А иначе много бед ждёт нас впереди (вот он – образец классической школьной рифмы: «бед – впереди»!)

В общем, плакать хочется. А тем, кто после наших выдержек возжелал ознакомиться с шедевром в полном объеме, предлагаем следовать по ссылке Обобщение опыта. Но не остановились на этом монстры-графоманы – они еще и детей заставили своему героическому примеру последовать. И собрали на одном диске творческие работы учащихся. Опять же, самое вкусное в качестве рекламы:

Берегите, люди, воду —
Она нужна для всей природы.
Газ, люди, тоже берегите.
В природу другом вы войдите!
(«А ты вошел в природу другом?» – просится рекламный слоган)

Экономьте, люди, свет!
Экономьте, люди, воду!
Экономьте, люди, газ!
Сэкономите природу!

Чтобы сохранить всю самобытность школьной рифмы, предлагаю опус несколько подкорректировать:
Экономьте, люди, свет!
Экономьте, люди, воду!
Экономьте, люди, газ!
Экономьте, люди, торф!

Берегите газ и воду.
Берегите, берегите!
А то приедут к вам счета,
Не расплатится никогда!
(Без комментариев! Я уже чувствую, как ко мне едут счета).

Утром рано, на заре
Свет зажгли по всей стране.

Вернемся к истокам:
Свет сожгли по всей стране:
Инквизиция пришла!

Уходя, проверил дом,
Чтоб не капало кругом.
(Ну да, у меня же отовсюду дома капает!)

Из крана капает вода —
Выливается река!
(По пресловутому принципу «С детства с рифмой я дружу»)

И, на наш взгляд, самое мощное по пафосу творение – сказка «Мамины Берегоши»:

Жили в одном дворе два друга Петя и Ваня. Они вместе ходили в кино, в библиотеку, в спортзал (интересная последовательность). Однажды Петя пришёл домой к Ване поиграть и увидел, что у него в ванной комнате горит свет и капает вода из крана. Он не растерялся (мы ведь, как только увидим, что в ванной горит свет, не знаем, куда деть себя от стыда, а тот молодец, не растерялся!) и стал объяснять Ване, что свет и воду нужно экономить (вместо того чтобы закрыть кран и выключить свет – вот эта тяга к теории!).
– Пойдём, друг, напишем подсказки «Уходя, гасите свет!» и «Не дай капельке упасть!». Приклеим таблички так, чтобы никто не забывал (хочется органично продолжить: «Пете и Ване было по двадцать восемь лет»).
Друзья сели за стол и стали писать большими буквами (не ахти было зрение у ребят!). Пришла мама Вани, увидела их затею, похвалила и сказала: «Молодцы, вы мои Берегоши!»

На самом деле это сказка про маму-урода, потому что мать, называющую своего ребенка Берегошей, нужно автоматически лишать всех прав: родительских, водительских – каких ни придумаете.

Все опусы ученические складированы тут – «Творческие работы учащихся».

Может быть, не стоило бы и так тревожиться за умы подрастающего поколения, но приведенное выше – это только начало большого Конца. Следующим номером концертной программы, собранной на диске, были видеофайлы. Сначала «Экопроект», когда витебские бойцы с расточительностью отправились в народ пропагандировать энергосбережение, захватив по пути любительскую видеокамеру, гнусавый голос для озвучки и знаки бережливости, дабы стены оными оклеить (см. Экопроект).

Смотрели ли Вы мультфильм «Незнайка на Луне»? А может, у кого-нибудь он значился в списке любимых? Так вот доморощенные режиссеры прошлись и по русской единице мультипликации. Причем достаточно специфическим образом (см. Киностудия "Мульти-Пульти").

Ну и как апофеоз творения энергосберегающего – «Мастерская художников-плакатистов», где дети под культовую, священную в некотором роде песню «Прекрасное Далёко» рисуют люминесцентные лампочки. Прости нас, наше Детство (см. Мастерская художников)!

Итак, для тех, кто решил прочитать статью целиком, а уж потом обстоятельно приняться за просмотр берегошиного диска, прописываем эдакий путеводитель. Редакция настаивает на просмотре файлов именно в такой последовательности:

  1. Обобщение опыта.
  2. Творческие работы учащихся.
  3. Экопроект.
  4. Киностудия "Мульти-Пульти".
  5. Мастерская художников.

Почему именно так? Итогом нашего проекта «Антиберегоша» является презентация альманаховского сборника стихов «Антиберегоша без цензуры» (значащегося как «Многотомник: много томных стихов»). И для того чтобы проникнуться пафосом этого творения, Вы должны почувствовать эмоциональное состояние авторов, находившихся под прессом просмотра учебных (!!!) материалов для начальной школы. Мы подошли к самому главному: приглашаем всех оценить «Антиберегошу» (см. Сборник стихов «Антиберегоша без цензуры»).

Hosted by uCoz